Статья из информационно-аналитического бюллетеня "Антифашист"
№ 1. 2007
Фашизм в России – реальная угроза или опасная химера?
Я встречала людей, которые прям-таки обижались, узнав, что в сегодняшней России есть антифашисты. «Как это антифашисты?» – наивно спрашивали они, – «Так что же это получается, раз есть антифашисты, значит….», – тут возникала напряжённая пауза и такой собеседник грозно нахмуривал брови, - «… вы боритесь с фашизмом и фашистами… таак ». И за этим следовало возмущённое восклицание: «Но в России не может быть ни фашизма, ни фашистов!», потому что «Россия – это страна, победившая фашизм». «Святая простота!» – так сказал Ян Гус при виде старушки, подкладывающей дрова в костёр, на котором его сжигали. «Святая простота!» - эти люди считают, что можно прятать голову в песок до бесконечности. Или же они думают, что есть какие-то особые, «избранные народы», которым никогда и ни при каких условиях не грозит появление фашизма в их среде. Но не случайно, народная мудрость гласит, что «простота хуже воровства». В современных условиях говорить, что есть народы, «неподверженные фашизму ни при каких условиях» – это примерно то же самое, что утверждать, что все здоровые люди имеют «ниспосланный свыше иммунитет» ко всем инфекционным болезням и никогда, ни при каких условиях не заболеют, сколько бы не пребывали в инфекционной среде и не общались с заражёнными. Очень приятно и оптимистично звучит, только вот на деле-то оказывается, что это опасное для жизни заблуждение. Спастись от таких напастей можно только с помощью профилактики, а если уж не помогло, то с помощью лечения, иногда, увы, и радикального. Конечно, лечиться особо никто не любит, даже те, кому это очень необходимо, ведь ясно, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным в стране больной фашизмом. Все мало-мальски знающие историю, помнят, что фашизм в стране возникает как реакция на экономические проблемы и чувство униженности нации в определённых условиях. Так что если в стране созданы подобные условия, угрозы фашизма не миновать, и от него как от чумы, в подвале не спрятаться. Есть только один выход – изменить условия, порождающие фашизм.
Хотя в чём-то такую эмоциональную реакцию людей на сочетание слов «Россия и фашизм» понять можно. Мне, например, тоже очень обидно, что в стране, победившей фашизм, по центральным улицам столицы прошли марширующие со свастиками и с криками «зиг хайль», что с самых высоких трибун слышны рассуждения о неполноценности и ущербности отдельных народов и групп населения, и что граждане страны, победивший фашизм, боятся за жизнь своих друзей и близких, если их внешний вид отличается от «чисто арийского». Кстати, победили немецкий фашизм – СССР плюс страны антигитлеровской коалиции плюс антифашистское сопротивление в странах с фашистскими режимами. Основную тяжесть борьбы с фашизмом приняли на себя народы СССР, которые спустя полвека от Великой Победы перессорились, и теперь по очереди гоняют друг друга со своих территорий, обзывают друг друга «оккупантами». То есть отцы и деды тех, кого сегодня презрительно именуют «мигрантами- оккупантами», щедро полили своей кровью землю, с которой депортируют их детей и внуков. Это относится, например, как к русским в Прибалтийских республиках, так и к выходцам из Закавказья и Средней Азии в России. Ирония истории состоит также в том, что в сегодняшней Германии антифашистское движение намного многочисленнее, сильнее и крепче, чем в других странах, когда-то боровшихся с фашизмом.
Итак, реальные факты таковы, что в России начала 21 века есть люди, которых другие называют фашистами, и организации, которые считаются фашистскими, и более того, среди них те, кто не отрицает своей приверженности фашистским идеям и даже называет свои организации в честь Гитлера. Так же есть люди, которых называют антифашистами, не отрицающие своей принадлежности к антифашистскому движению и называющие себя антифашистами, а также организации и движения с антифашистскими названиями. При этом в средствах массовой информации постоянно вспыхивают споры о том, правильно или неправильно кого-то называют фашистами и антифашистами. Всё становится ещё сложнее и запутаннее, когда кто-то пытается проверить правильность значения и употребления слов фашизм и антифашизм по словарям, учебникам, справочникам и энциклопедиям. Тут-то и выясняется, что сколько книжек, словарей и других ресурсов, столько и мнений.
В словарях, изданных в СССР, можно прочитать вот такие определения: «Фашизм – наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных кругов империалистической буржуазии; характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических прав и свобод, культ насилия, шовинизм и агрессия». В изданиях постперестроечного периода наоборот, утверждали, что фашизм – это примерно что-то вроде коммунизма, а СССР, по такому мнению, почти ничем не отличался от гитлеровской Германии. Чуть позднее всё чаще стали появляться голоса, что фашисты – это так называемые «правые, реформаторские» силы во главе с Ельцином, Чубайсом и их кампанией, которые истязали народ своими реформами и довели его до вымирания. Год назад на антифашистском шествии левых сил появился показательный лозунг «Капитализм – это фашизм». Вроде бы круг замкнулся, все обозвали всех. А, чтоб не забыть, ещё Буш недавно высказался о каком-то «исламском фашизме» и мусульмане очень сильно обиделись. Что же получается? Может фашизм - это что-то типа ругательства? Можно обругать кого-то мерзавцем или козлом, а можно и фашистом. Кто не любит либералов, кричит о «либеральном фашизме», кто порицает Израиль, говорит о «еврейском фашизме» и т.д. Как же в этом во всём разобраться человеку, неискушённому в политических, идеологических спорах? Единственное, о чём не спорят между собой разные учёные и политики, так как это о том, что термин «фашизм» возник в начале 20 века в Италии от слова "fascio”, т.е. «пучок, связка», и его распространение связано с деятельностью итальянского диктатора Б. Муссолини. Многие употребляют термин «фашизм» и «нацизм» как синонимы и употребляют для обозначения и режима Гитлера и режима Муссолини. И то, находятся такие, которые безапелляционно заявляют, что термин «фашизм» относится только к режиму Гитлера, и нечего тут путать. Ну не путать их было сложно, когда они одной массой, как преданные друг другу союзники, полезли на весь мир войной. Как говорится «скажи мне, кто твой друг», и .. если он окажется «фашистом», то всех вас так и будут называть. Этот же автор учебника для вузов, тот, кто призывал не называть «нацистов» «фашистами», в 1995 году возмущался, что «Русское национальное Единство» называют фашистской организацией. Так что становится понятно, с какой «путаницей» воюют такие авторы.
Если всё же попытаться как-то распутать этот совсем непростенький клубочек, то можно сделать выводы. Сегодня в политике и науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни понимают под фашизмом конкретные разновидности политических режимов и идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20—30-х гг. нынешнего столетия, т.е. идеологии и режимы Муссолини, Гитлера, Франко. В этом понимании, кто разделяет и повторяет идеи Муссолини, Гитлера, Франко, те. и есть современные фашисты. А если не повторяют и не восхваляют именно этих лидеров? А если и повторяют их идеи, то в таком виде, что и узнать их трудно. Так как различить черты нового фашизма, если он маскируется? И тут может помочь второй смысл термина «фашизм». Этот второй смысл поможет распознать фашизм всегда, даже если сам фашизм и появляется в «овечьей шкуре» и с надписью «Гитлер капут» на этой же шкуре. Если мы присмотримся ко всем определениям фашизма, о которых спорят сегодня и учёные и все остальные, то увидим одну очень важную общую черту. Во всех разновидностях фашизма речь всегда идёт о превосходстве какой-либо общественной группы над всеми остальными, т.е. о людях «первого сорта» и «второго сорта», «третьего сорта» и т.д. Так Гитлер разделял людей по расовому признаку. По Гитлеру: кто «ариец» тот и есть человек, которому от жизни положено всё, и права у него особые, в том числе право на «расширение жизненного пространства» и право убивать и порабощать остальных «неарийцев». У Муссолини таким главным признаком была национальность, типа «итальянцы – не кто-нибудь там, а потомки Римской империи, а не каких-нибудь там варваров», значит, итальянцы должны иметь особые права, вплоть до восстановления итальянского государства в границах Римской империи Поскольку эти разновидности фашизма больше всего известны, то многие используют термин фашизм как синоним слова расизм или национализм.
В Древней Спарте было очень фашистское государство, хотя и слова фашизм тогда ещё не было. Там тоже делили людей «на сорта», но не по расе или нации, а по признаку здоровья. Кто родился здоровым, тот и имеет право на жизнь. А остальных «второсортных младенцев» сбрасывали в пропасть с горы. Кстати, и «классические» гитлеровские фашистские режимы больных не жаловали. Культ здорового тела был для них очень показателен, но особенно жестоко фашисты поступали с психически больными. Можно делить людей на сорта не только по расе, нации и здоровью. Признаки могут быть самые разнообразные: религиозная, профессиональная принадлежность, и также чисто внешние признаки, даже не имеющие отношения к национальной принадлежности. В Европе были мрачные времена, когда могли сжечь на костре за рыжий цвет волос. Времена меняются, и преследуемыми могут становиться «блондинки» или «брюнеты». Древнегреческий мыслитель Платон в своей антиутопии выделял высшую касту по интеллектуальным и управленческим способностям. Таким образом, мы подошли к общему определению фашизма во всех его разновидностях. Фашизм – идеология, провозглашающая превосходство какой-либо социальной группы и предлагающая для обеспечения привилегированного положения данной группы насилие, агрессию, подавление демократических прав и свобод, дискриминацию других групп. Фашистская идеология провозглашает и предлагает, а фашистский режим уже осуществляет то самое привилегированное положение для тех групп, особые права и превосходство которых обосновала фашистская идеология. Становится понятно, откуда именно идёт угроза фашистского перерождения для других идеологий. Чудовищное фашистское перерождение угрожает всем, кто провозглашает привилегированное положение какой-либо группы (например для приверженцев «подлинной веры», для «коренного населения», носителей «особой культуры», представителей «самой важной профессии» и т.д.) и при этом предлагает указанные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса. Это и есть тот второй, расширенный смысл понимания термина «фашизм», который всё чаще используется в современном мире.
Принципиально важен для понимания фашизма следующий момент. Если кто-то утверждает, что здорово иметь высокий интеллектуальный коэффициент, и он очень горд тем, что у всех его родственников такой коэффициент очень высок, то это не фашист, а пока просто сноб, что тоже не очень-то хорошо. Но если рассуждения дальше идут по направлению, что «люди с невысоким интеллектуальным коэффициентом – это быдло, недостойное названия «человек», и что «таких давно пора лишить избирательных прав», то – это уже фашизм.
Необходимость понимания сути такого явления как фашизм на самом деле уже назрела. Вот почему этот термин так часто мелькает, как будто назло «кабинетным экспертам», пытающимся монополизировать право на рассуждения о самом насущном в общественной жизни. Назрело, потому что человеческое сообщество, хоть и с трудом, хоть и с огромными усилиями, но уже готово дать решительный бой всем разновидностям фашизма, и закопать его на свалке истории. И это объясняет, почему так часто мелькает этот термин. Если, например, мусульманин считает «нелюдями» всех немусульман, а христианин всех, кто не христианин, если он готов убивать мучить и унижать, тех, кто не разделяет его подлинную веру, то таких «верующих» правильно назовут фашистами. Если кто-то называет себя коммунистом, но забывает о коммунистическом принципе равенства, если для него главная цель – не построение «коммунистического общества», а преследование «второсортных», тех, кому не повезло родиться в среде «пролетариев - гегемонов», то пусть такой не удивляется, если его будут воспринимать как фашиста. Если мы слышим рассуждения о том, что, рыночная экономика делит очень справедливо людей на «лучших-приспособившихся» и «неприспособившиеся отбросы», и «кто не приспособился, то сам виноват», потому что дебил, лентяй и наверно, к тому же «алкаш», и что это – «естественный отбор», и не надо такому отбору мешать дурацкой благотворительностью и законами, поддерживающими «дармоедов» и прочий «баласт», и что чем больше «баласта» вымрет, тем лучше для экономики…, то будьте уверены – это голос фашизма!
Особенность фашизма состоит ещё и в том, что он не просто делит людей на «избранных, первосортных, достойных» и «остальных худших», но и готов на всё, в том числе и на агрессивные действия, чтобы обеспечить «избранным» особые привилегии. Возникает вопрос; а как те, кто считает себя избранным, может обеспечить себе особое привилегированное положение, особые права? У них только один выход, обеспечить себе такое законодательство, которое будет закреплять их особый статус. Вот почему любой разновидности фашизма так ненавистна любая демократия, любые свободы, потому что, демократические свободы дают возможность поднимать голос тем, кто не был причислен к «группе избранных». Да, по большому счёту, требования равных прав и свобод для всех, как и требования равенства перед судом и законом, уже уравнивает людей в политико-правовом поле, а это противоречит фашистской теории об особых правах «избранных». И потому, фашизм неизбежно начинает наступление на права человека и демократические свободы. А поскольку «второсортные» будут защищаться, то фашизму необходимы и «силовые ресурсы», то есть армия, полиция, суды, тюрьмы, лагеря и т.д. Вот почему, во всех фашистских режимах такое значение придавалось роли сильного авторитарно-тоталитарного государства и его контролю над обществом. Только такое государство способно удерживать особые «права избранных» от праведного гнева всех остальных. Не случайно Муссолини говорил, «всё ради государства». Возможно, вы спросите, разве «всё для государства» – это плохо? «Сильное государство» – разве это плохо»? Вы скажите, что ведь люди ещё к середине девяностых так устали жить в криминальном беспределе, когда не работают никакие законы, а страну и её богатства постоянно делят между собой воровские авторитеты в вооружённых разборках, так же, как когда-то постоянно воевали между собой феодалы во времена феодальной раздробленности. Но ведь воры, в конце концов, могут договориться, и для сохранности своих же воровских рядов прекратить свои разборки-войны и ввести свои воровские понятия. Кто-то может заметить, что даже жизнь по воровским понятиям и то лучше, чем жизнь в беспределе. Но разве в начале 21 века– это и есть весь наш выбор? Выбор между воровскими понятиями и криминальным беспределом?
Говоря о государстве, и особенно о сильном государстве, о таком государстве, которое требует от человека всё, мы должны спросить себя и других, что это за государство? Вряд ли кто-то будет спорить, что жить в правовом, демократическом государстве, где уважают права и достоинство человек, лучше, чем в стране беззакония и криминальных разборок. Но правовое демократическое государство, в котором уважают законы, охраняющие права граждан, никогда не скажет «всё для государства», там помнят, что государство существует для людей, а не люди для государства. Берегись государства, которое требует «всё для государства», вместо того, чтобы утверждать «всё для человека». Так что, если вы видите, что государство отнимает у вас или значительно ограничивает те права, которых добилось борьбой не одно поколение, если оно требует от вас всё больше и больше, а взамен ничего не даёт, будьте бдительны! Задумайтесь, к чему это может привести? Может быть, это перегруппировка сил для массированного и окончательного удара по твоим правам? Ведь лучше перестраховаться, напрасно поволноваться и побороться, чем проспать установление фашистского режима. Если отнимают самые разные права и свободы (например, право на бесплатное образование или же право голосовать «против всех», право на выбор губернаторов или на свободу митингов, если в ТВ исчезло право на критику существующих властей) – может стоит задуматься? А может вам и не нужны эти права? И государство оказало гражданам неоценимую услугу, освободив народ от «ненужных хлопот»?
Фашизм – это не угроза и не химера, фашизм уже во дворе (и даже при дворе), он расселся в первом ряду в партере, он ещё прикидывается цивилизованным, всего лишь любящим «порядок» господином, он ещё носит маску с приклеенной улыбкой. Иногда он проводит пробу сил, пытается пройти «по главной улице с оркестром», чтобы узнать пришло ли время его полного торжества. Он рассчитывает, что время близко, что вот-вот государство полностью и уже открыто перейдёт на его сторону. У него есть основания рассчитывать на это. Ведь никто из тех, кто прошёл по улицам с официальным так называемым «праворусским маршем» со свастиками, криками «зиг хайль!» и «Россия для русских!», так и не был наказан. А ведь разжигание межнациональной розни в многонациональной стране может оказаться губительным как для существования страны, так и для русского и других народов России.
Когда он думает, что его никто не видит, фашизм выходит на охоту и выпускает свои чудовищные когти, и размахивает ножами. Мы узнаём о его вылазках из новостей, всё больше похожих на фронтовые сводки. То становится известно, что убиты или тяжело ранены антифашисты, раздававшие еду бездомным, то, что произошло нападение на иностранных студентов, вся «вина» которых это тёмный цвет кожи, то смертельно ранены или искалечены дети иммигрантов, то о том, что бессмысленная чудовищная жестокость (всегда свойственная «фашизеющим» обществам) уже не разбирая ни местных, ни приезжих, косит подряд и молодёжь, и взрослых в алкогольных, наркотических и криминальных драках. Таких сообщений всё больше и больше. Это обыкновенный фашизм, мы узнаём его по кровавым следам. Задумайтесь, если в стране делят людей на «первый» и «второй» сорта, то рано или поздно «второсортным» могут признать и вас.
|